УРОК 61.
Тема: Синтаксический разбор простого предложения.
Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников.
М/п: перерабатывать (структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать) и преобразовывать информацию (из схемы в текст, из текста в схему), строить рассуждения.
М/к: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед коллективом сверстников, оценивать друг друга; договариваться о совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
6ЛР: производить синтаксический разбор простого предложения.
3ЛР: строить связный ответ при синтаксическом разборе предложения.
Этапы урока
|
Ход урока
|
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
|
I. Оргмомент.
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
II. Проверка решения жизненной задачи.
|
Чтение учениками самостоятельно составленных текстовобращений к родным с заданной формулировкойпросьбой.
Коллективное обсуждение наиболее удачных текстовобращений с обоснованием точек зрения и совместное принятие решения о лучшем варианте текста.
|
Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ.
Умение создавать и использовать в учебной и практической деятельности электронные ресурсы.
|
III. Тестовая работа по теме «Обращения и вводные слова».
|
Проводится в ТСР самостоятельная работа № 8, задание 7.
По уровням:
Н. Задания А1, 2, 5, 6, В1, 2.
П. Все задания теста.
|
ТОУУ
|
IV. Формулирование темы и цели урока с помощью схемы.
|
– Прочитайте схему.
[ ~~~~~ – . – . – ]. (По цели высказывания…)
– Чем будем заниматься на уроке, какие умения развивать?
|
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Самостоятельно ставить цель деятельности.
|
V. Обобщение и систематизация изученного о простом предложении.
|
1. Работа в группах по вопросам в начале § 20.
Ученики на основе вопросов составляют план ответа в виде схем.
Затем обмениваются планами между группами, выявляют ошибки, неточности (если есть), задают друг другу вопросы.
Затем выборочно от групп выступают 2–3 человека с небольшими сообщениями.
2. Знакомство с порядком и образцом синтаксического разбора простого предложения. Учитель вместе с учащимися уточняет содержание и порядок разбора.
Примечание. Если ученики в 1–4м кл. занимались по учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, пункты 1–6 для них знакомы, новыми в разборе являются только пункты 7, 8 и графическое обозначение второстепенных членов предложения, в том числе в схеме.
Можно провести беседуконсультацию: какую ещё новую информацию, полученную на уроках, добавим в один из пунктов? (При характеристике грамматической основы – подлежащего и сказуемого – указать вид предложения – двусоставное или односоставное.)
Методическая рекомендация. Важно напомнить ученикам, чтобы они при синтаксическом разборе следовали логике материала и последовательности его изучения: сначала даётся общая характеристика предложения (пункты 1, 2), затем указываются главные члены – подлежащее, сказуемое (пункты 3, 4), потом второстепенные (пункты 5, 6, 7) и в конце – смысловые отрезки, которые осложняют предложение: однородные члены, обращения, вводные слова.
3. Составление схемы-опоры для разбора простого предложения
(см. материл предметного диска к п. 30).
повествовательное
1. По цели высказывания вопросительное
побудительное
2. По интонации восклицательное
невосклицательное
3. По количеству 1 грам. основа – сказ. простое
грамматических основ
4. По составу двусоставное
грамматической основы односоставное
5. По наличию второсте- распространённое
пенных членов (группа подл., группа сказ.)
нераспространённое
6. По наличию смысловых (если есть)
отрезков однородные члены
вводные слова
обращения
4. Чтение ключевых слов в конце темы.
– Какими словами вы могли бы дополнить этот список?
|
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.
2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять план, схему).
3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста, отграничивать новое от старого.
Коммуникативные УУД
1. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах.
2. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
4. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.
|
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
|
Упр. 285 – развивается умение производить синтаксический разбор простого предложения с опорой на порядок разбора и предложенный образец, совершенствуются логикоречевые умения в процессе устного лингвистического разбора. Одиндва примера из упражнения выполняются устно и письменно у доски, остальные самостоятельно.
Дополнительные задания – в конце урока в качестве языковой разминки.
|
Познавательные УУД
1. Анализировать, обобщать, строить логическое рассуждение.
2. Классифицировать, группировать, устанавливать иерархию по заданным основаниям.
|
VII. Итог урока.
|
Работа в парах:
– Изобразите в виде цепочки ключевых слов последовательность синтаксического разбора простого предложения.
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
|
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
|
VIII. Домашнее задание.
|
1. Выучить порядок синтаксического разбора простого предложения.
2. На выбор:
а) самодиктант (cоставить 2–3 предложения и разобрать их синтаксически);
б) ТСР, самостоятельная работа № 9, задание 4 (разобрать 2–3 простых предложения).
|
|
УРОК 36
Тема: Морфологические признаки количественных числительных. Постоянные и непостоянные признаки.
Простые, сложные и составные количественные числительные* (с презентацией).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: пользоваться приёмами аудирования, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, ключевые слова).
Предметные:
6ЛР: распознавать простые, сложные, составные количественные числительные, группировать их в соответствии с выбранным
составом, придумывать предложения с именами числительными разного состава.
Этапы урока
|
Ход урока
|
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
|
I. Оргмомент.
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
|
1. Слуховой диктант.
– Запишите только сочетания, в которых встречаются имена числительные.
Семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны, одиннадцать игроков, столетие, тройка лошадей, полное одиночество, один шанс, двойной удар, удвоить усилия, семь дней, играть в пятнашки, тридцать три богатыря.
2. Блицопрос.
– Закончите предложения:
а) Имена числительные отвечают на вопрос …
б) Имена числительные обозначают …
в) У имён числительных есть формы … и нет форм …
Взаимопроверка.
– Какие слова вы записали?
– Какие из записанных слов связаны со значением, а какие – с морфологическими признаками числительных?
– Составьте схему определения имени числительного на основе этих ключевых слов.
3. – Назовите имена числительные, которые употреблены в домашнем упр. 187 в косвенных падежах, укажите падеж.
4. – Разберите по составу слово расходились. (На доске записывают одновременно три человека, чтобы можно было сравнить результаты и обсудить.)
|
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
ТОУУ
|
III. Постановка проблемного вопроса урока.
|
Работа по вопросам и заданиям учебника после названия темы «Простые, сложные и составные количественные числительные». (Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_6kl_ur36).
Учащиеся записывают словами числительные пять, пятьдесят, двадцать пять, устанавливают, что все они отвечают на вопрос сколько?, но в состав всех них входит слово пять, делают предположение о том, что числительное пять является простым. Затем формулируют вопрос: какие числительные являются сложными, составными?
Сравнивают его с формулировкой в учебнике.
|
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
|
IV. Открытие новых знаний.
|
1. Упр. 188 – наблюдение над составом имён числительных.
Работа по вопросам после текста, самостоятельные выводы о составе числительных и предположения о сложных и составных числительных.
2. Чтение текста определения в рамке после упр. 188, сравнение прочитанного с собственными выводами учеников.
– Покажите графически, чем отличаются количественные числительные по составу.
– Ответьте на вопрос после текста в рамке.
– Определите постоянный морфологический признак (состав) у
записанных вами имён числительных из упр. 188.
3. Словарная работа со словами в рамках перед упр. 189 и после него.
– Сравните произношение и написание слов в рамках. Откуда в написании этих числительных появилась буква д? Оказывается, они
возникли из двух числительных: число первого десятка на десять –
один на десять (один-на-десять/дцать), пять на десять (пят-на-десять/дцать) и т.д.
– Проверьте остальные числительные второго десятка.
– Как можно объяснить, что в числительном одиннадцать нужно
писать две буквы н?
|
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
3. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (текст в схема).
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
V. Развитие учебноязыковых и правописных умений.
|
Упр. 189 – развивается умение разграничивать количественные
имена числительные по составу, группировать числительные в соответствии с их составом.
Проводится сначала устный разбор с комментированием, затем
запись по вариантам:
I вариант – словосочетания с простыми числительными;
II вариант – словосочетания с составными числительными.
Примечание. Со сложными именами числительными – только два словосочетания, их можно не записывать или записать обоим вариантам, подчеркнуть букву ь в сложных числительных (восемьсот, пятьдесят).
Упр. 190 (выборочное списывание) – развивается умение употреблять имена числительные в нужных падежных формах, находить корни -цать-, -десят-, -сот-, -ст- в составе числительных, правильно писать числительные с этими корнями, подбирать свои примеры, составлять предложения с именами числительными и заданными существительными и глаголами.
Выполняется письменно в парах с последующей коллективной проверкой.
Количество самостоятельно составленных предложений может быть ограничено по рекомендации учителя.
|
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм), выстраивать последовательность действий.
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
3. Соотносить информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
VI. Итог урока.
|
– Назовите ключевые слова урока. (Количественные числительные, простые, сложные, составные.)
– Дайте к ним небольшой комментарий в любой удобной для вас форме.
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
|
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
|
VII. Домашнее задание.
|
1. Уметь сжато передать содержание текста в рамке.
2. Упр. 191.
|
|
|